Детский Аутизм

Детский Аутизм - расстройство, возникающее из-за нарушения развития нервной системы и отличающееся выраженным дефицитом социального взаимодействия и общения, и ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные симптомы проявляются в возрасте до 3-х лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие симптомы и признаки, относят к расстройствам аутистического спектра.

По приблизительной оценке, распространённость расстройств аутистического спектра составляет 6 на 1000 человек, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек.

Наиболее вероятной причиной возникновения детского аутизма, предположительно, является сочетание каких-либо токсических воздействий на организм во время беременности и родов а так же генетические факторы. Факторами риска могут быть такие заболевания как фенилкетонурия, энцефалит, менингит, отравления ртутью и свинцом. Опасностью для ребенка могут быть, предположительно, комбинированные вакцины. Риск возникновения заболевания у детей увеличивается при наличии аутизма у одного из родителей.

Уровень интеллектуального развития при детском аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в ряде случаев у детей нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики.

Среди широкого спектра симптомов выделяются проблемы, касающиеся невербального общения. К примеру, это может быть касаться привычки смотреть в глаза, принимать определенное положение тела или выражение лица. Отсутствие способности к развитию дружеских отношений со сверстниками. Нехватка интереса для разделения с другими людьми их увлечений, удовольствия или достижений. Отсутствие сопереживания. При аутизме трудно понимать, что чувствуют другие люди, чего бы это ни касалось. Общение (вербальное, невербальное). Симптоматика сводится в этом случае к следующему: Больной ребенок гораздо позже учится разговаривать, а то и вовсе не приобретает этого умения. Так, не разговаривает вообще порядка 40% больных. Больному трудно начинать разговор. При аутизме его также трудно и продолжать при уже состоявшемся начале. Речь используется стереотипно, с повторами. Больные люди достаточно часто и с повтором используют одну фразу (что определяется как эхолалия). Трудности в понимании собеседников. К примеру, больные могут не понимать того, что человек, с которым они разговаривают, использует в разговоре юмор. Ограниченность интересов в играх и в целом в деятельности. В этом плане симптомы проявляются в следующем: Временами странная концентрация больного на отдельных деталях. Так, например, маленькие дети с аутизмом зачастую сосредотачивают свое внимание на деталях игрушки, а не на ней полностью (к примеру, их интересует не сама машинка, а лишь ее колеса и пр.); Увлечение, заключающееся в определенных темах. К примеру взрослые (как, собственно, и дети постарше) могут быть увлечены видеоиграми, номерными знаками авто или картежными играми. Стереотипное мышление. К примеру, хлопанье в ладоши, раскачивание тела и пр. Острая необходимость в определенном режиме и однообразной деятельности. К примеру, при аутизме ребенок может есть хлеб лишь до того, как съест салат и никак не наоборот. Также, например, он может до упора настаивать на том, чтобы прогулка предполагала следование лишь по строго определенному постоянному маршруту. У большинства людей отмечается наличие симптоматики, имеющей сходство с дефицитом внимания в комплексе с гиперактивностью. Помимо этого, порядка 10% аутистов располагают каким-либо даром, а также способностями в тех или иных областях. В качестве последнего может выступать, например, способность к рисованию, запоминанию списков, это также могут быть музыкальные способности и т.д. Зачастую больные также располагают и необычным чувственным восприятием. К примеру, легкое прикосновение для них может быть болезненным, в то время как сильное сжатие – успокаивающим. В некоторых случаях боль и вовсе не ощущается. Не исключается наличие необычных увлечений, особые предпочтения (в т.ч. и в пище). Порядка около 70% аутистов также имеет проблемы и со сном.

СИМПТОМЫ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА (ПРИЗНАКИ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДО 2 ЛЕТ)

В большинстве случаев проявления заболевания отмечаются у детей в течение уже первого года их жизни. Могут наблюдаться характерные отличия поведения больного ребенка от поведения ровесников. Отмечаются и следующие симптомы: Ребенок с аутизмом не смотрит на лицо родителей, в их глаза; Отсутствует привязанность к матери. Так, ребенок не плачет, как другие дети, когда она куда-то уходит, он ей не улыбается и не тянется на ручки; Ребенок крайне редко улыбается; Отмечается задержка в развитии речи. Так, к 12 месяцам ребенок не гулит, не использует простейших слов к возрасту 16 месяцев, к возрасту 24 месяцев не воспроизводит простых фраз; Отмечается агрессивность ребенка в отношении других детей, он не стремится к общению с ними и к общим играм; Больной ребенок отдает предпочтение в игре лишь одной игрушке (либо отдельной ее части), интерес к остальным игрушкам отсутствует; Возможно неадекватное реагирование ребенка на раздражители, для других незначительные (свет, приглушенные звуки и пр.), помимо этого он может испытывать страх из-за них. Между тем важно заметить, что такие симптомы вовсе не являются исключительными показателями актуальности аутизма, хотя и требуют определенного беспокойства. А потому избегание ребенком общества, его молчаливость, погруженность в себя – все эти проявления необходимо обсудить с педиатром.

ДЕТСКИЙ АУТИЗМ: СИМПТОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 ДО 11 ЛЕТ

Дети в этом возрасте все также испытывают актуальную для предыдущего периода симптоматику. Ребенок на собственное имя не отзывается, в глаза не смотрит, любит находиться в одиночества, отсутствует интерес к другим детям. Помимо этого отмечаются и другие характерные симптомы заболевания: Ребенок знает лишь несколько слов, может вообще не разговаривать. Возможно постоянное повторение ребенком одного и того же слова, беседу он не поддерживает. Возможно, опять же, повторение однотипных действий (своеобразных ритуалов), при смене привычной для себя обстановки у него возникает сильное беспокойство. В основном своем большинстве дети с аутизмом с большими усилиями приобретают навыки, для них новые, в школьном возрасте у них отсутствует способность к чтению или к письму. У некоторых детей развивается интерес к определенному типу деятельности, к примеру, к математике, к музыке, рисованию и т.д.

АУТИЗМ: СИМПТОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОСЛЕ 11-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

К возрасту 11-12 лет дети с аутизмом, как правило, осваивают элементарно необходимые в общении с окружающими навыки, однако и в этом случае одиночество для них является наиболее предпочтительным, потребность в общении отсутствует. В период полового развития ребенку сложнее, чем другим подросткам. Возможна агрессивность, возникающая в отношении окружения, нередки депрессии, тревожные расстройства, эпилептические припадки.

Существует четыре вида детсткого аутизма

Синдром Каннера

Для синдрома Каннера в строгом смысле слова характерно сочетание следующих основных симптомов:

  • невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни;
  • крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;
  • недостаточность коммуникативного использования речи;
  • отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
  • страх изменений в окружающей обстановке;
  • непосредственные и отставленные эхолалии
  • задержка развития "Я";
  • стереотипные игры с неигровыми предметами;
  • клиническое проявление симптоматики не позднее 2-3 лет.

Синдром Аспергера

Как и при синдроме Каннера, определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, отличающие таких детей от сверстников. Поведение определяют импульсивность, контрастные эмойии, желания, представления; нередко поведению недостает внутренней логики. У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией. В отличие от других случаев аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, что придает ему "красивость", мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен "внутрь себя". Моторика угловатая, движения неритмичные, с тенденцией к стереотипиям. Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама она необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос звучит то тихо, то режет слух, и в целом речь нередко похожа на декламацию. Характерна привязанность к дому, а не к близким.

Синдром Ретта

Синдром Ретта начинает проявляться в возрасте 8-30 месяцов исподволь, без внешних причин, на фоне нормального или незначительно задержанного моторного развития. Появляется отрешенность, утрачиваются уже приобретенные навыки, приостанавливается развитие речи, в течение 3-6 мес. наблюдается полный распад ранее приобретенного речевого запаса и навыков. Тогда же возникают насильственные движения "моющего типа" в кистях рук. Позднее утрачивается способность к удержанию предметов, появляются атаксия, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз. Жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание. В трети случаев наблюдаются эпилептиформные приступы. К 5-6 годам тенденция к прогрессированию расстройств смягчается, возвращается способность к усвоению отдельных слов, примитивной игре, но затем прогредиентность болезни вновь нарастает. Наблюдается грубый прогрессирующий распад моторных навыков, иногда даже ходьбы,. У детей с синдромом Ретта на фоне тотального распада всех сфер деятельности наиболее длительно сохраняются эмоциональная адекватность, привязанности, соответствующие уровню их психического развития. В дальнейшем развиваются тяжелые двигательные нарушения, глубокие расстройства статики, утрата мышечного тонуса, глубокое слабоумие

Атипичный аутизм

Расстройство сходное с синдромом Каннера, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев. Для атипичного аутизма характерно:

  • достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,
  • ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,
  • тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет.

Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью.




Специалисты данного направления

Жанно А. Лебо

Доктор наук. Закончил Российский университет дружбы народов, медицинский факультет (РУДН), Парижский Медицинский Университет (UniversiteParis V ReneDescartes)
Подробнее

Боброва Наталья Александровна

Врач-психоневролог детский/подростковый, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Подробнее

Асанова Людмила Михайловна

Врач-психоневролог, ДМН, профессор.
Подробнее

Полякова Екатерина Олеговна

Врач-психиатр, доктор медицинских наук Врачебный стаж 20 лет.
Подробнее