Задержка психического развития у детей
Нарушение нормального темпа психического развития у ребенка, в результате чего он, достигнув школьного возраста, продолжает оставаться на уровне дошкольных интересов, называется задержкой психического развития (сокращенно ЗПР).
Задержка психического развития у детей — это серьезно психическое отклонение, так как дети с данным диагнозом не могут включиться в школьную деятельность, адекватно воспринимать школьные задания и выполнять их. Иными словами, они ведут себя в школе так же, как в группе детского сада либо в семье.
В современной медицине задержка психического развития подразделяется на четыре основных типа:
- Психический инфантилизм (ЗПР конституционального происхождения). Дети с данным диагнозом отличаются беспомощностью и бурным, но кратковременным проявлением быстро сменяющихся эмоций. Ребенок очень зависим от матери, он не может самостоятельно принимать решения, то есть у него наблюдаются определенные нарушения в эмоционально-волевой сфере. Диагностика задержки психического развития первого типа представляет определенную сложность, так как симптомы этого вида ЗПР неявны.
- ЗПР соматогенного происхождения. Дети с данным заболеванием часто страдают хроническими или постоянными инфекционными заболеваниями, а также малыши, которых родители слишком опекают, ограничивая практически во всем. В первом случае познавательную активность, в результате чего замедляется темп развития психики, снижает постоянное болезненное состояние. А во втором случае чрезмерная опека родителей приводит к отсутствию самостоятельности у ребенка и, как следствие — неумение и незнание многих вещей и понятий.
- ЗПР неврогенного (психогенного) происхождения. В этом случае проблемы психического развития ребенка обусловлены социальным фактором, когда родители уделяют малышу слишком мало внимания, не занимаются его воспитанием. Зачастую у таких детей нет даже элементарных знаний о поведенческих и моральных нормах в обществе.
- ЗПР церебрально-органического происхождения, которое вызывается органическими поражениями нервной системы, которые выражаются в мозговой дисфункции различной степени. Данный тип задержки психического развития является наиболее распространенным и наименее благоприятным, так как он с трудом поддается коррекции.
На сегодняшний день наиболее эффективной признана ранняя коррекция ЗПР, то есть буквально с первых месяцев жизни ребенка. Психологическая помощь, оказываемая детям с ЗПР в раннем возрасте, позволяет достичь более эффективных результатов, поэтому своевременная диагностика задержки психического развития является чрезвычайно важной.